Четверг, 23.11.2017, 23:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Медведчикова А.В. | Регистрация | Вход
Меню сайта
Специалисты
Поиск
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 90
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ГБДОУ Детский сад №31 Красногвардейского района

Медведчикова Александра Владимировна

      воспитатель логопедической группы     
       первая квалификационная категория  


30.04.2015

РИСОВАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ.

Большое значение в развитии речи имеет изодеятельность. Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка.

Многие дети  с общим недоразвитием речи не различают и не могут назвать основные цвета, форму и размер предметов. При наблюдении за живой и неживой природой не могут выделить  характеристики предмета и объекта, отмечается моторная неловкость, неточность движений, в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать рисунок.

На занятиях изобразительной деятельности успешно осуществляется развитие речи детей. Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Так, дидактические игры “Что в руке”, “Подбери предмет”, “Найди такой же” перед рисованием овощей и фруктов помогают научить ребенка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов: “У меня огурец – зеленый, овальный. У меня капуста – зеленая, круглая”

Дети быстрее  усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты (овощи, фрукты, цветы, игрушки). Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов.

Занятия по изодеятельности, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года. Здесь уместен прием– игра “Слово на ладошке”: – “Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю”. С помощью этого приема у детей  обогащается описательный словарь. Так, во время прохождения лексической темы “Осень” на занятии по изодеятельности перед тем, как рисовать дерево, дети “складывали” на ладошку “красивые слова об осенних листьях”: багряные, золотые, легкие, воздушные, лапчатые, разноцветные, листопадные.

На занятиях по изодеятельности мы применяем различные приемы работы с детьми: – обследование предметов (резиновых, пластмассовых, стеклянных бумажных, деревянных); – комментирование действий (берем карандаш в правую руку, ставим карандаш в левый верхний угол и т.д.); – воспроизведение движений в воздухе (“рисование” предметов на заданную тему); – подробные вопросы к детям по форме и цвету.

Нами используется и прием “незавершенный рисунок”, который незаменим для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т.д.

У детей с нарушениями речи особые трудности возникают в составлении описательных рассказов по картине. Для облегчения этого процесса на занятиях по изо мы “превращали” треугольники (большие, маленькие, красные, оранжевые, фиолетовые, желтые) в разнообразные овощи и фрукты. У детей складывался определенный план, ими назывались: форма, цвет, размер плода; оставалось назвать вкус, вариант использования в пищу, и описательный рассказ был составлен. При рисовании ребенок рассказывал: “Я нарисовал морковку. Она – большая, оранжевая, треугольная”. А потом добавлял: “На вкус – сладкая. Она растет на огороде в земле. Ее кладут в суп и салат”.

В процессе выполнения  ведется непрерывный разговор с детьми. Воспитатель обозначает словом все, что происходит на бумаге, знакомит с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь. Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, узнают свои “произведения искусства”.

Изобразительная деятельность – благодатная почва для реализации активности, ведь человек усваивает 10% из того, что слышит, 50 из того, что видит, 90% из того, что делает. Изодеятельность позволяет развивать творческие возможности ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем.

Название предметов, явлений, их словесное определение и описание, высказывания ребенка о том, что и как он рисует, лепит; рассказ о созданном изображении, его оценка, умение его охарактеризовать, сказать, что получилось и что не получилось и почему, развивает речь детей и способствует более глубокому осмыслению процесса изображения.

Copyright MyCorp © 2017