Приветствую Вас Гость!
Четверг, 28.03.2024, 13:25
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Пед. состав

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Вопрос/Ответ

Доп. материалы

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Рыбакова Раиса Александровна

Рыбакова Раиса Александровна 

(Воспитатель высшей квалификационной категории)

«ПОРТАЛ» блог  

 

Приоритет работы: "Освоение детьми устного народного творчества, приобщение детей к волшебному миру сказки, развитие творческого воображения детей, воспитание сказкой", "Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творчества у детей старшего дошкольного возраста".


29.05.2023

Творческие методы работы по сказкам

Предлагаю творческие методы по использованию сказочного материала. Результаты словесного творчества дети могут представить на конкурсах сказителей и сказочников.

 А результаты совместного творчества детей и родителей по изодеятельности – на выставке «Наш вернисаж».

Моделирование сказок

Вначале советую обучить дошкольников составлению сказки по предметно-схематической модели, изображающей в рисунках основное содержание литературного текста. Такие модели рисуются воспитателем «под диктовку» детей в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении. Использование моделей для пересказа сказки, позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий. Развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками, обогащает словарь, активизирует речь, воздействует на все органы чувств.

Продолжая моделирование сказок, можно обучить дошкольников прятать знакомых сказочных героев в геометрические фигурки, которые можно легко угадать по форме, величине.

Выразительные движения - пантомима

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Проблемные ситуации

Это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности. Выходом из проблемной ситуации является открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Они учат мыслить и творчески усваивать знания. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса. Полезно задавать вопросы поискового характера. Использую игры ТРИЗ: «Данетка», «Страна Котляндия», «Волшебный поясок», «Хорошо-плохо». Вопрос  « Почему?» заставляет детей постоянно находить в одном и том же предмете, действие плохие и хорошие стороны. Решая «сказочные» проблемы, ребенок как бы проживает их. Очень важно, чтобы взрослые после игр обсуждали с детьми аналогичные проблемы, взятые из жизни. Например, как поругать героев сказки?; как их помирить?; для чего нужен журавлю такой клюв, шея, длинные ноги?.

Метод аналогий

Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо для будущего школьника и для взрослого. Предложите детям сказать, в каких других сказках встречаются лиса и журавль? Дети начинают вспоминать, проводить параллели.

«Волшебная палочка»

 Обученный владению «волшебной палочкой», ребенок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Эксперименты в сказках

  Часто сказка учит отвечать злом на зло, или быть равнодушным. Нужно смелее проводить эксперименты в сказках. Проповедуя гуманизм и добро, меняя их содержание. При рассказывании сказки возникает потребность в новых знаниях и способах действий. Решить проблемы помогает детское экспериментирование. Например, с помощью трубочки из-под сока можно «съесть» жидкую манную кашу, как из кувшина, так и из тарелки.

Сказки «от живых капель и клякс»

Дети делают кляксы. Обводят их и дорисовывают. Сюжеты, полученные в результате кляксографии и образы «от живых капель и клякс» помогают сочинять сказки.

Сказка продолжается

 Мы привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок. Изменяя конец сказки, можно направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло. Давайте поразмышляем, как можно помирить лису с журавлем?

Сказки, но по-новому

Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Вроде бы сказка берется за основу старая, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, журавль первым вздумал пригласить лису в гости на званый пир.

Семейная сказка

Придумывание сказки дома еще более сплотит взрослых и детей.

Сказки-презентации

Это современный вариант диафильмов для малышей. Они уникальны тем, что позволяют не только услышать, но и увидеть любимых героев, не прибегая к помощи телеэкрана, то есть, исключив влияние негативной смены 25-кадра.

Творческие задания

Задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью нового образа, рисунка, сказки. Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке «Лиса и журавль»: рассказать знакомую сказку по кругу;

разыграть сказку; придумать шуточные вопросы героям сказки; помирить героев сказки и придумать названия своим сказкам; разыгрывание придуманных сказок; изготовление атрибутов для игры-драматизации; нарисовать карандашами только то, что понравилось; придумать загадку, отражающую идею сказки; книгоиздательство.

Могут быть и другие творческие задания, например, нарисуй сказку.

«Когда я слушаю – узнаю, когда я делаю – запоминаю». Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные приемы: монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому, коллаж, рисование «тычком» жесткой полусухой кистью. При выполнении игровых заданий при рисовании, учитывайте изобразительные умения детей. Пусть какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют. Дети могут рисовать различные эпизоды сказки, самостоятельно подбирая фон к рисунку. Предложите им нарисовать фантастических животных. Вместе совершите путешествие по цветной бумаге в виде длинной полосы, на которой каждый ребенок нарисует свой эпизод сказки. Вашим детям будет интересно нарисовать карикатуры на сказочных героев.

Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий

Важна искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала.  Привлекайте к оценке самого ребенка: Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось? Необходимо чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд. Взрослый должен быть всегда рядом, но не надо выполнять задание за ребенка. Начинать надо с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения. Не предлагать сразу много игр, заданий. Лучше использовать несколько игр, различных по своему характеру.

Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций. Важно создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине. Старайтесь закреплять умения, приобретенные в играх.

Желаю творческих успехов в работе со сказочным материалом.


23.12.2022

«Безопасные сказки»

Как уберечь детей от опасности? Как помочь им разобраться в многообразии жизненных ситуаций и прийти к разумному решению? Как научить помогать друг другу?

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности его жизнедеятельности. То, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность малыша, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становятся небезопасным и для него. На помощь придут безопасные сказки. Благодаря им дети легко освоят правила поведения в быту, за пределами дома, на природе. В книге Е. Ульевой «Главные правила безопасности» герой сказок Алеша сталкивается с множеством ситуаций, связанных с опасностью для жизни, учится выходить из них, слушать советы старших. Ему всегда приходит на помощь волшебник Дед Привет. Прослушав, прочитав сказку за сказкой, ваш ребенок будет точно знать, где скрыта опасность, выучит правила безопасного поведения и узнает последствия их нарушения, усвоит, как поступить в том или ином случае.

Вопросы и ответы в безопасных сказках:

- Что нужно делать, если потерялся?

Родители должны знать, где ты находишься. Нужно знать домашний адрес. Если потерялся, обратись за помощью к полицейскому.

- Как правильно вести себя в лифте?

Нельзя садиться в лифт с незнакомыми людьми. Нельзя прыгать в лифте, нажимать на все кнопки.

- Как себя вести во время грозы?

Нужно спрятаться в укрытие, но ни в коем случае не пользоваться зонтиком, не прятаться под одиноко стоящим деревом и в водоеме.

-Как избежать пожара? Спички и зажигалки брать нельзя.

- Как правильно переходить дорогу?

Дорогу нужно переходить по подземному переходу или по «зебре», когда горит зеленый свет для пешеходов. Выходя на дорогу, нужно посмотреть налево, а дойдя до середины, посмотреть направо.

-Что делать, чтобы не заблудиться в лесу?

Чтобы определить стороны света в лесу, нужно обратить внимание на мох: он растет с северной стороны дерева, на дереве больше веток с южной стороны. Муравейник с северной стороны крутой, с южной- пологий.

-Какие растения могут быть опасными?

Не трогай, не срывай и не ешь незнакомые растения.

-Как правильно себя вести на водоеме?

Не купайся далеко от берега, если не умеешь плавать. Не ныряй. Не купайся в шторм.

-Как правильно пользоваться электроприборами?

Нельзя включать много электроприборов сразу. Нужно всегда следовать инструкции по использованию. Нельзя оставлять электроприборы без присмотра. Нельзя включать и выключать электроприборы мокрыми руками.

-Почему опасно ходить под окнами дома? Никогда не ходи под окнами рядом с домом.

-Какие опасности могут подстерегать на улице зимой?

Лед на улицах лучше обходить, ведь можно упасть. В мороз нужно одеваться тепло.

-Как избежать травм, катаясь на велосипеде или на роликах?

Не забывай про средства защиты.

-Острые, колющие и режущие предметы. В чем опасность?

С ними надо обращаться очень осторожно и всегда убирать на место.

-Почему лучше не лазить по деревьям? По деревьям лазить нельзя.

-Что делать, если ты дома один, а в дверь кто-то звонит?

Нельзя открывать дверь чужим людям, надо обязательно посмотреть в глазок и спросить: «Кто там?».

- К тебе подошел незнакомый человек на улице. Что делать?

Не разговаривай на улице с незнакомыми людьми, а тем более никуда не ходи с ними.

- Как избежать травм на кухне?

С ножом нужно обращаться осторожно. Горячую кастрюлю снимать с плиты нужно только с прихватками.

-Почему нельзя высовываться в открытые окна?

Нельзя высовываться из окон и с балконов.

- Как не пострадать от обгорания? Нужно пользоваться солнцезащитным кремом.

- Солнечный удар. Как его избежать? Надо надевать в жаркий день головной убор.

- Что делать, если у тебя, что-то заболело?

Всегда надо говорить со взрослыми, если у тебя что-то болит.

-Почему нельзя садиться в чужую машину?

Нельзя садиться в машину к незнакомым людям.

-Чужие собаки. Как избежать опасности?

Нельзя подходить к незнакомым чужим собакам.

-Что делать, если видишь драку?

Не нужно принимать в ней участие, необходимо сообщить о ней в полицию.

- Тебя приглашают в гости. Твои действия?

Если дорога от дома друзей сложна или уже поздно, попроси, чтобы тебя встретили.

-Как вести себя в поезде? Нельзя выходить на станции без взрослых.

- Что делать, если тебя обзывают?

Не обращай внимания, не обижайся. Постарайся подчеркнуть свои сильные стороны и подружиться.

-Почему нужно осторожно обращаться с лекарствами?

Нельзя брать лекарства без спроса.

-Когда необходимо сказать нет?

Если тебе предлагают сделать, что-то плохое, нужно твердо сказать «нет».

- Почему нельзя обращаться с людьми с инфекционными заболеваниями?

Можешь заразиться.

-Что делать, если почувствовал запах газа?

Позвонить в службу газа по телефону 104.

- Для чего нужно знать телефоны служб спасения?

При пожаре звони 101. В полицию звони 102. В скорую помощь 103.

-Как избежать ограбления квартиры?

Нельзя рассказывать незнакомым людям о предстоящей поездке.

-Пчелы и осы, как от них не пострадать?

Не трогай домики пчел и ос. Не маши руками, если рядом летает пчела или оса. При укусе пчелы не забудь вытащить жало.

- Как правильно обращаться с деньгами?

Не показывай окружающим, что у тебя есть деньги. Не пересчитывай их на улице. Нельзя класть деньги в задний карман, их могут легко оттуда вытащить.

-Как избежать затопления квартиры? Всегда закрывать за собой кран с водой.

-Почему нельзя брать с собой на прогулку дорогостоящие вещи?

Эти вещи нельзя выносить на улицу.

 

После чтения безопасных сказок, бесед, обсуждений прочитанного дети должны понять, что родители - надежные друзья для них, к которым они могут всегда обратиться за помощью, что никогда не надо рисковать и поступать необдуманно, потому, что мама и папа будут волноваться, переживать за них, если с ними, что-то случиться. Зная эти правила, дети могут помочь своим друзьям, выручить малышей, смогут предупредить об опасности.


25.10.2021

 XIV районная научно-практическая конференция «Инновационная деятельность педагогов – ресурс обновления системы образования»

 ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ"

Аннотация

Проект определяет систему работу по развитию речи детей дошкольного возраста (5 - 7 лет). Развитие образной речи осуществляется в разных видах деятельности детей. В основе системы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе на решение главной задачи — развитие образной речи. Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной и образной речи) осуществляется прежде всего линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. 

В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении (и особенно в обучении дошкольников родному языку) позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков. Таким образом, важной становится проблема вычленения приоритетных линий развития каждой речевой задачи на разных возрастных этапах. 

Краткость сказки открывает простор для детской фантазии, возможность интерпритации  и развитие образности речи. Используемые приемы и методы, позволяют достичь поставленной цели: сформировать общечеловеческие ценности у детей дошкольного возраста на основе русских народных сказок; и задач:
1. Коррекционно–образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
2. Коррекционно–развивающие: развивать традиции семейного чтения.
3. Коррекционно–воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; воспитывать волю, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм, целеустремленность, доброту и честность.

ССЫЛКА НА ПРОДУКТ >>>


Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» - фотокопия-рисование свечой.

Данная техника называется «фотокопией». Рисунок наносится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.

Свечка состоит из вещества – воска, который отталкивает воду, она как будто скатывается с его поверхности. Поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведенной водой.

Мы с ребятами попробовали сотворить волшебство – нарисовать морозный узор, только при помощи свечи. Произносили зимнее заклинание (отрывок из стихотворения), чтобы у нас получилось не хуже, чем у самого Мороза.

Рекомендации:

1.Продумать содержание будущего узора.

2.Выполнить рисунок при помощи свечи, соблюдая правило заполнения листа узором: начинать рисовать лучше всего в его верхней части, спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга.

3.Готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской оттенками голубого или фиолетового цвета, во избежание размокания листа не наносить краску многократно на одно и то же место, покрывать лист равномерно, не оставляя пустых мест.

Желаю творческих успехов!


Мастер – класс для родителей группы № 6 по рисованию «Морозный узор» (техника фотокопия)

Цель: познакомить родителей с новой техникой рисования и привлечь их к совместному сотрудничеству.

 


Мини – спектакль по сказке «Лиса и журавль»

Викторина «В гостях у сказки «Лиса и журавль»

Книгоиздательство: готовимся к конкурсу сказителей