Образование: Высшее профессиональное
Специальность/Квалификация:
Стаж работы:
Педагогический стаж:
Квалификационная категория:
Повышение квалификации (проф. переподготовка):
Персональный сайт: https://nsportal.ru/seraya-inna-aleksandrovna
27.05.2024
Роль движений в развитии ребенка
Двигательная активность одна из важнейших функций растущего и развивающегося организма ребенка. Движения необходимы для нормального развития ребенка. Психомоторика объединяет сознание и двигательную активность ребенка в единый механизм, необходимый для развития высших психических функций мозга. Развитие моторики ребенка зависит от нормального планомерного созревания моторных зон коры головного мозга. Психомоторное развитие является основным показателем умственного и физического здоровья детей раннего возраста. Особенно важны движения, практическая деятельность детей в развитии высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи.
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия. Существует мнение, что именно проблемы двигательной сферы занимают ведущее место в психологической картине речевых нарушений, к которым относится стертая дизартрия. У детей со стертой дизартрией недостаточно развита ручная и артикуляторная моторика. Это негативно сказывается на возможности осуществления ребенком многих видов деятельности, требующих определенного уровня моторного и речевого развития.
Речь ребенка, сопровождая его двигательные реакции, упорядочивает их, преодолевает их, делает более организованными и дифференцированными.
Артикуляция, которая является базисом устной речи, представляет собой психомоторный акт. Уровень развития артикуляторной моторики тесно связан с уровнем развития ручной моторики, которая является одним из звеньев общей моторной сферы ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка не только развивается, но и оказывается более совершенной, если регулярно выполнять упражнения на развитие тонких движений пальцев рук.
Нарушения ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стертой дизартрией затрудняют процесс адаптации их к школьному обучению. Поэтому важно развивать и совершенствовать у ребенка психомоторные функции именно в дошкольном возрасте.
Пальчиковая гимнастика
• Упражнение «Курочка»
Соединить концами большой и указательный пальцы (клюв). На клюв веерообразно друг на друга накладываются остальные пальцы (гребешок).
• Упражнение «Петушок»
Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). Остальные пальцы полусогнуты, не касаются друг друга (гребешок). Гребешок может двигаться при движениях петушка.
• Упражнение «Крокодил»
Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.
• Упражнение «Мостик»
Средние и безымянные пальцы правой и левой руки расположить горизонтально, так чтобы они касались друг друга подушечками пальцев. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук подняты вверх. Большие пальцы прижать к кистям.
• Упражнение «Дом»
Разведенные книзу полусогнутые пальцы опираются на стол.
• Упражнение «Цветок»
Соединить обе ладони, пальцы слегка согнуть и развести.
• Упражнение «Солнышко»
Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами-лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.
• Упражнение «Кто кого победит»
Соединить кисти рук перед собой. Поочередно производить поджимы рук вправо, влево.
• Упражнение «Болото»
Большой палец правой (левой) руки устанавливается на «кочку». Остальные пальцы поочередно «перепрыгивают с кочки на кочку» (движения осуществляются, начиная с мизинца).
• Упражнение «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в «замок»).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичные касания одноименными пальцами рук).
Раз, два, три, четыре, пять (поочередные касания одноименными пальцами, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять,
Раз, два, три, четыре, пять (поочередные касания одноименными пальцами, начиная с больших),
Мы закончили считать (руки опустить вниз, встряхнуть кистями).
• Упражнение «Кулачки»
Опереться локтями на стол. Сжать в кулак сначала пальцы правой, затем левой руки; разжать, расслабив кисть сначала одной, потом другой руки.
• Упражнение «Бегущий человечек»
Поочередно касаясь поверхности стола кончиками указательного и среднего пальцев правой (левой) руки, изобразить бегущего человечка.
• Упражнение «Веселые маляры»
Синхронные движения кистей обоих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха, затем движения влево – вправо.
• Упражнение «Швейная машина»
Одновременно правой рукой производить круговые движения в кисти и локте (подражая вращению колеса), левой рукой выполнять мелкие движения, характерные для работы иглы швейной машины. Затем поменять условия
выполнения задания: левой рукой производить круговые движения, а правой – имитировать движения иглы.
• Упражнение «Бутончик»
К ночи бутончик собрал лепестки (пальцы правой и левой руки собраны в «горстку»).
Солнце свои посылает лучи.
Утром под солнцем
Цветы раскрываются (одновременно медленно развести пальцы обеих рук).
Солнышко село, и сумрак сгустился,
И до утра мой цветочек закрылся (одновременно соединяются пальцы правой и левой руки).
• Упражнение «Кошки – мышки»
Кошка мышку цап-царап (пальцы обеих рук сжимаются в кулаки),
Подержала, подержала, отпустила (кулаки одновременно разжимаются),
Мышка побежала, побежала (одновременно двигаются по столешнице пальцы обеих рук)
Хвостиком завиляла, завиляла (указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону),
До свидания, мышка, до свидания (одновременные наклоны кистей рук)
Примеры интерактивных вариантов проведения артикуляторной гимнастики:
• Игра «Забавный зоопарк».
Из кубиков с картинками животных нужно построить дом, назвать словом (или звукоподражанием) кто в нем живет, и изобразить животное, выполнив определенную артикуляторную позу. В случае затруднения, упражнение можно проводить пассивно или пассивно-активно с помощью взрослого. Также из кубиков можно построить дорожку, башенку, паровозик. Ребенку предлагаются игры «Кто побежал по дорожке?», «Кто выше?», «Кто за кем?», «Дружные соседи» и пр..
• В игре «Найди окошко» используются вкладыши, где ребенок должен найти место для картинки и изобразить увиденное определенной артикуляционной позой.
• Игра «Мешочек с игрушками».
Ребенок достает игрушку из мешочка, называет ее и выполняет артикуляционное упражнение.
• «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах» удобна для различения видов индивидуальной деятельности на занятиях. Красочные картинки и речевое сопровождение логопедом выполняемых дошкольником упражнений превращают монотонную тренировку мышц артикуляционного аппарата в интересный игровой процесс, помогают довести движение до автоматизма.
• Игра «Назови и выполни» используется в различных вариациях и базируется на слуховом восприятии. После того, как ребенок отгадал слово, он выполняет уже знакомое артикуляционное упражнение.