Приветствую Вас Гость!
Пятница, 27.09.2024, 02:28
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Пед. состав

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Вопрос/Ответ

Доп. материалы

Календарь

«  Сентябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Серая И.А.

Серая Инна Александровна

учитель-логопед

персональный сайт в сети работников образования: https://nsportal.ru/seraya-inna-aleksandrovna


27.05.2024

Роль движений в развитии ребенка

Двигательная активность одна из важнейших функций растущего и развивающегося организма ребенка. Движения необходимы для нормального развития ребенка. Психомоторика объединяет сознание и двигательную активность ребенка в единый механизм, необходимый для развития высших психических функций мозга. Развитие моторики ребенка зависит от нормального планомерного созревания моторных зон коры головного мозга. Психомоторное развитие является основным показателем умственного и физического здоровья детей раннего возраста. Особенно важны движения, практическая деятельность детей в развитии высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи.

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия. Существует мнение, что именно проблемы двигательной сферы занимают ведущее место в психологической картине речевых нарушений, к которым относится стертая дизартрия. У детей со стертой дизартрией недостаточно развита ручная и артикуляторная моторика. Это негативно сказывается на  возможности осуществления ребенком многих видов деятельности, требующих определенного уровня моторного и речевого развития.

Речь ребенка, сопровождая его двигательные реакции, упорядочивает их, преодолевает их, делает более организованными и дифференцированными.

Артикуляция, которая является базисом устной речи, представляет собой психомоторный акт. Уровень развития артикуляторной моторики тесно связан с уровнем развития ручной моторики, которая является одним из звеньев общей моторной сферы ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка не только развивается, но и оказывается более совершенной, если регулярно выполнять упражнения на развитие тонких движений пальцев рук.

Нарушения ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стертой дизартрией затрудняют процесс адаптации их к школьному обучению. Поэтому важно развивать и совершенствовать у ребенка психомоторные функции  именно в дошкольном возрасте.

 

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Курочка»

Соединить концами большой и указательный пальцы (клюв). На клюв веерообразно друг на друга накладываются остальные пальцы (гребешок).

Упражнение «Петушок»

Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). Остальные пальцы полусогнуты, не касаются друг друга (гребешок). Гребешок может двигаться при движениях петушка.

• Упражнение «Крокодил»

Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.

• Упражнение «Мостик»

Средние и безымянные пальцы правой и левой руки расположить горизонтально, так чтобы они касались друг друга подушечками пальцев. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук подняты вверх. Большие пальцы прижать к кистям.

• Упражнение «Дом»

Разведенные книзу полусогнутые пальцы опираются на стол.

• Упражнение «Цветок»

Соединить обе ладони, пальцы слегка согнуть и развести.

• Упражнение «Солнышко»

Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами-лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.

• Упражнение «Кто кого победит»

Соединить кисти рук перед собой. Поочередно производить поджимы рук вправо, влево.

• Упражнение «Болото»

Большой палец правой (левой) руки устанавливается на «кочку». Остальные пальцы поочередно «перепрыгивают с кочки на кочку» (движения осуществляются, начиная с мизинца).

• Упражнение «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики    (пальцы рук соединяются в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики    (ритмичные касания одноименными пальцами рук).

Раз, два, три, четыре, пять   (поочередные касания одноименными пальцами, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять,

Раз, два, три, четыре, пять   (поочередные касания одноименными пальцами, начиная с больших),

Мы закончили считать  (руки опустить вниз, встряхнуть кистями).

• Упражнение «Кулачки»

Опереться локтями на стол. Сжать в кулак сначала пальцы правой, затем левой руки; разжать, расслабив кисть сначала одной, потом другой руки.

• Упражнение «Бегущий человечек»

Поочередно касаясь поверхности стола кончиками указательного и среднего пальцев правой (левой) руки, изобразить бегущего человечка.

• Упражнение «Веселые маляры»

Синхронные движения кистей обоих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха, затем движения влево – вправо.

• Упражнение «Швейная машина»

Одновременно правой рукой производить круговые движения в кисти и локте (подражая вращению колеса), левой рукой выполнять мелкие движения, характерные   для   работы   иглы  швейной   машины.   Затем   поменять   условия

выполнения задания: левой рукой производить круговые движения, а правой – имитировать движения иглы.

• Упражнение «Бутончик»

К ночи бутончик собрал лепестки  (пальцы правой и левой руки собраны в «горстку»).

Солнце свои посылает лучи.

Утром под солнцем

Цветы раскрываются  (одновременно медленно развести пальцы обеих рук).

Солнышко село, и сумрак сгустился,

И до утра мой цветочек закрылся   (одновременно соединяются пальцы правой и левой руки).

• Упражнение «Кошки – мышки»

Кошка мышку цап-царап   (пальцы обеих рук сжимаются в кулаки),

Подержала, подержала, отпустила   (кулаки одновременно разжимаются),

Мышка побежала, побежала  (одновременно двигаются по столешнице пальцы обеих рук)

Хвостиком завиляла, завиляла  (указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону),

До свидания, мышка, до свидания  (одновременные наклоны кистей рук)

Примеры интерактивных вариантов проведения артикуляторной гимнастики:

• Игра «Забавный зоопарк».

Из кубиков с картинками животных нужно построить дом, назвать словом (или звукоподражанием) кто в нем живет, и изобразить животное, выполнив определенную артикуляторную позу. В случае затруднения, упражнение можно проводить пассивно или пассивно-активно с помощью взрослого. Также из кубиков можно построить дорожку, башенку, паровозик. Ребенку предлагаются игры «Кто побежал по дорожке?», «Кто выше?», «Кто за кем?», «Дружные соседи» и пр..

• В игре «Найди окошко» используются вкладыши, где ребенок должен найти место для картинки и изобразить увиденное определенной артикуляционной позой.

• Игра «Мешочек с игрушками».

Ребенок достает игрушку из мешочка, называет ее и выполняет артикуляционное упражнение.

• «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах» удобна для различения видов индивидуальной деятельности на занятиях. Красочные картинки и речевое сопровождение логопедом выполняемых дошкольником упражнений превращают монотонную тренировку мышц артикуляционного аппарата в интересный игровой процесс, помогают довести движение до автоматизма.

• Игра «Назови и выполни» используется в различных вариациях и базируется на слуховом восприятии. После того, как ребенок отгадал слово, он выполняет уже знакомое артикуляционное упражнение.