« Сентябрь 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 |
Методическая разработка по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
«Нетрадиционная техника рисования солью с детьми»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста.
В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.. В художественно-эстетическом развитии меня привлекают нетрадиционные способы рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Совместная деятельность превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Преимущества рисования солью в том, что возраст детей не ограничен.
Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Казалось бы, обыкновенная кухонная соль, которая придает особый вкус нашим блюдам, может быть полезна не только в кулинарии. Соль - не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчество. С её помощью можно изображать необыкновенные и интересные рисунки. Я это поняла, когда впервые попробовала провести эксперименты с солью на альбомном листе. Оказывается соль, творит чудеса в искусстве, и ей можно рисовать. В детском саду с детьми техника рисования солью на бумаге была успешно мною реализована.
Вначале дети придумывали свой образ (или рисовали за моим образцом). После чего принимались за работу. Во время занятия я также использовала словесные игры. Например: «Соль или сахар». Суть игры: Детям предлагается выбрать один вариант соль или сахар например для приготовления: (супа, варенья, фруктового желе, запечённой рыбы и т. д.) ;
«Куда бы я добавил соль». Суть игры: Детям предлагается самостоятельно вспомнить те блюда, в которые обязательно добавляется соль. Также дети делились рецептами приготовления своих любимых блюд (окрошка, картофельное пюре, макароны и т. д.)
В подобном рисовании очень захватывает не только процесс, а и результат получается очень яркий и красочный.
Предлагаю вам технологию рисования солью на бумаге. В своей работе люблю применять интересные, необычные техники. Одной из таких является работа с цветной солью. Каждый выполняет эту работу по своему, делюсь своими секретами.
Такой вид творчества я применяю в индивидуальной работе с детками логопедических групп. Они с большим удовольствием готовят цветную соль, пересыпают в баночку и радуются результату. Работа с цветной солью успокаивает и дарит хорошее настроение.
Последовательность работы цветной солью.
-трафарет;
-приложить;
-обвести карандашом
-намазать клеем;
-посыпать цветной соль;
-стряхнуть остатки соли на поднос.
Нетрадиционная техника рисования?
Включают множество идей.
Порою провокационные,
Но интересы для детей.
В них необычно сочетаются
Материал и инструмент.
И все прекрасно получается,
И равнодушных точно нет!
Мы в детстве часто рисовали
Обычной палкой на земле.
Зимой окно запотевало –
Мы рисовали на стекле.
Необычными вещами
Мы рисуем без труда.
Щетка старая зубная
Соль и свечка восковая.
Из-под спичек коробок
И засушенный листок.
А петух и осьминожка
Получаются ладошкой.
Если кисточкою тыкать,
То есть рисовать тычком,
То получится мурлыка
С мягким плюшевым хвостом.
Нарисуем, все отмоем
И ладошки ототрем.
И рисунками своими
Полюбуемся потом.
Вот так мы постепенно и знакомимся
Со свойствами и качеством вещей.
Как здорово, что столько есть возможностей!
Как здорово, что столько есть идей.
21.12.2017
Конспект по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
для детей подготовительной группы
Нетрадиционная техника рисования солью
«Разноцветные бабочки»
Цель: Познакомить с использованием нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста, через формирование художественно-творческих способностей с использованием интересной и необычной изобразительной техники и неизвестного материала.
Задачи:
Обучающие
Формирование у детей творческих способностей при использовании нетрадиционных техник рисования.
Познакомить с техникой рисования солью.
Учить понимать природные взаимосвязи, расширять знания детей о бабочках (особенности внешнего вида, способ передвижения).
Развивающие
Развивать интерес к нетрадиционными способами изображения предметов на бумаге.
Развивать творческие способности детей.
Развивать умение фантазировать, логически мыслить.
Развивать моторику кистей рук и пальцев.
Развивать пространственное воображение, творческое мышление.
Развивать интерес к творческой деятельности.
Воспитательные
Воспитывать художественный и эстетический вкус.
Воспитывать в детях доброту и отзывчивость.
Воспитывать воображение, развивать креативное мышление, настойчивость в достижении цели, аккуратность.
Воспитывать понимания ценности природы и бережное отношение к ней.
Предварительная работа:
Беседы, рассматривание иллюстраций, рассматривание энциклопедий, альбомов чтение художественной литературы по данной тематике.
Наблюдения на прогулке за бабочками. Беседа о хороших и плохих поступках. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования крашеной солью.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, рассказ воспитателя, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Материал и оборудование: Иллюстрации разных видов бабочек, ноутбук, проектор, презентация «Бабочки», аудиозапись «Звуки леса», цветы из цветной бумаги, заготовки из белого картона «бабочки», клей пва, кисть, цветная соль.
Ход НОД
Воспитатель: А вы знаете какое сейчас время года ребята? Почему вы так думаете? Какие весенние месяцы вы знаете? Какие изменения происходят с приходом весны? Посмотрите, какая замечательная сегодня погода: светит теплое весеннее солнышко. А вы хотели бы совершить путешествие на весенний луг, к маленьким жителям полянки насекомым.
Дети: На деревьях сидят птицы, кусты ,цветы, траву, насекомых…
Воспитатель: А что слышите?
Дети: Ручейки журчат. Пение птиц, шум деревьев.
Воспитатель: А что вы чувствуете?
Дети: Легкий дует ветерок. Деревья шелестят листвой. Аромат цветов.
Воспитатель: Давайте вдохнем аромат лесных цветов.
Воспитатель читает стихотворение:
Когда в душистом сосняке,
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг – ты многое заметишь друг.
Личинку тащит муравей
Спешит куда – то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает лёгкий мотылёк,
Пьёт хоботком душистый сок,
И собирает мёд пчела. Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Воспитатель загадывает загадки:
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Дети: Бабочка.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел.
Дети: Бабочка.
Рассказ воспитателя (сопровождается показом презентации)
Воспитатель: Бабочки самые красивые насекомые, они живут везде где есть растения они бывают гигантских размеров с птицу и маленькие с ноготок их называют мотыльками.
Дети, мы с вами не раз наблюдали, как в теплый весенний день порхают над цветами разноцветные бабочки. Бабочки – одни из самых прекрасных существ на Земле!
Люди придумали об этих красавицах много сказок и легенд. Римляне считали, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.
Славяне, наши предки, сравнивали бабочку с сердцем влюбленного человека. В Японии пара бабочек символизирует семейное счастье, а в сказках живут эльфы с крыльями бабочки. За их красоту люди дали этим насекомым красивые имена. А вы мне не подскажите названия бабочек?
Дети: Бабочка Махаона, бабочка Подарилий, бабочка- Зорька Китайская, Крапивница, Капустница, Лимонница.
Воспитатель: Предлагаю не скучать, а немного поиграть.