Игошкина Мария Сергеевна
воспитатель логопедической группы № 3
высшая квалификационная категория
персональный сайт в сети работников образования: https://nsportal.ru/igoshkina-mariya
26.12.2022 г.
В любое время года детей тянет к водоемам. Как только появляется ледяная гладь — мы видим и конькобежцев, и лыжников, и просто пешеходов, минующих дальние мосты, сокращая себе тем самым путь. Безусловно, ледяная поверхность рек и озёр приносит людям много удовольствия, создает известные удобства, но в то же время таит в себе большую опасность для жизни и здоровья человека.
Осенью, как только ударят первые морозы, на водоемах образуется ледяной покров. На крупных водоемах лёд появляется, прежде всего, у берега, а с усилением морозов все покрывается зеркальной гладью.
Уважаемые родители!
Уделите внимание своим детям, расскажите об опасности выхода на непрочный лед. Интересуйтесь, где ваш ребенок проводит свободное время. Не допускайте переход и нахождение детей на водоемах в осенне-зимний период. Особенно недопустимы игры на льду!
Итак, несчастья можно избежать, если помнить, что:
• осенний лед становится прочным только после того, как установятся непрерывные морозные дни;
• безопасным для человека считается лёд толщиной не менее 7 см;
• объясните ребёнку, что переходить водоемы нужно в местах, где оборудованы специальные ледовые переправы. В местах, где ледовые переправы отсутствуют, при переходе следует обязательно проверять прочность льда палкой;
• лед непрочен в местах быстрого течения, стоковых вод и бьющих ключей, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов;
• расскажите ребёнку, что крайне опасен лед под снегом и сугробами, а также у берега;
• необходимо соблюдать особую осторожность на льду в период оттепелей, когда даже зимний лед теряет свою прочность;
• безопасней всего переходить в морозную погоду по прозрачному, с зеленоватым оттенком льду;
• объясните ребёнку, если по каким-то причинам под ногами затрещал лед, и стала образовываться трещина, ни в коем случае нельзя впадать в панику и бежать сломя голову от опасности. Необходимо лечь на лед и аккуратно перекатиться в безопасное место;
• если ребенок все-таки оказался в опасности, и лед под ним треснул, то оповестите его, что нельзя прыгать на отдельно плывущую льдину, так как она может перевернуться и ребенок окажется под водой.
Убедительная просьба к родителям!
Не отпускайте детей на лед без присмотра.
Консультация для воспитателей
«Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
«Самое дорогое у человека- это жизнь»
Н. А. Островский.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности
осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Этапы реализации данных задач:
1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
Формы организации образовательного процесса:
- НОД;
- заучивание стихотворений;
- сбор фотоматериалов;
- игры – занятия;
- заучивание правил безопасного поведения;
- беседы;
- дидактические игры;
-подвижные игры ;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций по теме;
- наблюдения;
- экскурсии;
- театрализованные представления;
- сюжетно – ролевые игры;
- игры - тренинги;
- просмотр мультфильмов;
- трудовая деятельность;
- продуктивная деятельность;
- отгадывание загадок;
- развлечения;
- досуги;
- обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
- встреча с интересными людьми;
- участие в различных конкурсах;
- личный пример взрослых.
Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:
1. Уголок безопасности, который содержит материалы:
- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.
Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.
2. Игротека, которая содержит:
- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;
- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.
3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература,
фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Рекомендуемая художественная литература:
- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
- В. Житков «Пожар», «В дыму»;
- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;
- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;
- К. Зайцева «Уроки Айболита»;
- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.
- Ю. Соколова «Правила безопасности»;
- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;
- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;
- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;
- А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом
охраняли»;
- И. А. Яворская «Дети и дорога»;
- И. Лешкевич «Светофор»;
- Н. Носов «Автомобиль»;
- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;
- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;
- А. Дмоховский «Чудесный островок»;
- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;
- А. Северный «Три чудесных цвета».
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителей - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки- передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:
1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по Познавательно-речевому развитию «Богатыри земли русской»
Богатыри земли русской.
Цели и задачи: обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем как они защищали Родину.
Оборудование и материалы: репродукция картины В.Васнецова «Три богатыря», иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия богатырей, деталей одежды русских богатырей.
Предварительная работа: чтение былин «»Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей», «Никита Кожемяка».
Ход НОД.
Воспитатель: Славилась русская земля мужественными и сильными людьми-богатырями. Народ слагал о них легенды и передавал их друг другу, из уст в уста. Так богатыри стали героями русских былин, которые дошли до наших дней.
Богатырское наше правило:
Надо другу в беде помочь,
Отстоять в борьбе дело правое,
Силой силушку превозмочь.
-Какие былины о русских богатырях вы знаете? (ответы детей)
-Посмотрите, как русский художник В.Васнецов изобразил трёх могучих богатырей.
-Это Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец. Они настоящие воины, защитники земли русской, стерегут её границы и покой.
-Давайте повторим их имена.
-Поcмотрите, как они одеты (ответы детей: у каждого кольчуга,шлем)
-Какое у них оружие? (лук, копьё, меч)
В самом центре картины богатырь Илья Муромец. Он зорко всматривается вдаль: не видно ли врагов земли русской? По преданию родился Илья Муромец недалеко от древнего города Мурома, поэтому и прозвали его Илья Муромец, просидел на печи ровно тридцать лет, ни ногой, ни рукой шевельнуть не мог, и такая великая сила в нём накопилась! Предсказали странники, что станет он могучим богатырём, которого никто не сможет победить. Так и стал он защитником древнего Киева. О его подвигах русский народ сложил много песен и былин. Не зря в народе говорили:
Как одно на небе солнышко,
Так один на Руси Илья Муромец.
Справа от него на белом коне Добрыня Никитич. В 12 Добрыня оседлал коня и поскакал в чистое поле сражаться с врагами. Добрыня Никитич совершил много подвигов: защитил землю русскую от врагов слабых и даже одолел страшное чудище-Змея Горыныча. Он лучше всех стрелял из лука.
А самый юный богатырь-Алёша Попович. Он слева от Ильи Муромца. Алёша Попович был самым весёлым богатырём. Врагов поражал не только силой, но и умом, хитростью и отвагой.
Во все времена защищать родную землю было почётным и героическим. Древние богатыри защищали Древнюю Русь. Наши мальчики когда вырастут тоже будут защищать нашу Родину. Но чтобы быть такими сильными и могучими как богатыри, нужно сейчас заниматься физкультурой и спортом, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня.
Сейчас мы устроим нашим будущим богатырям небольшую проверку. Мальчики делятся на две команды, и девочки болельщики.
11. Эстафета «Кто быстрее?»
Сооружается полоса препятствий. Надо перепрыгнуть через скамейку, проползти под дугой, попасть мячом в мишень, пройти по узкому мостику-доске.
22. Из предложенных картинок с изображением оружия нужно выбрать и назвать только те, на которых оружие русских богатырей: копьё, меч, лук, стрелы.
33. Из предложенных картинок с изображением одежды надо выбрать и назвать те, на которых предметы одежды русских богатырей шлем, латы, кольчуга, сапоги.
44.